Во всем есть своя мораль,

нужно только уметь ее найти!

Л. Кэрролл

 

Я – учитель

 

         В волшебный мир сказки мы попадаем в самом раннем детстве. С нее начинается наше знакомство с миром. Когда мама читала мне сказки, жизненно важная информация усваивалась сама по себе, без назиданий. И каждый день я открывала много нового, примеряя на себя сказочные образы. Хотелось быть и Золушкой, и Феей, и Золотой Рыбкой. Каждая сказка или волшебная история заставляла меня задавать вопросы, искать ответы и давала бесконечный простор воображению.

   «– Нельзя поверить в невозможное!

   – Просто у тебя мало опыта, – заметила Королева. В твоем возрасте я уделяла этому полчаса в день! В течение дня я успевала поверить в десяток невозможностей до завтрака!». Мы растем, меняются сказки, но самые значимые из них остаются с нами на всю жизнь. Так и со мной по жизни идет моя «Алиса в стране чудес»…

         Мой первый учитель, Анатолий Игоревич Дигтярь,  дал мне понять, что любая сказка – это история об отношениях между людьми, научил умению мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. И мне вновь захотелось стать и Красной Шапочкой, и Эльфом, и Алисой. Под чутким руководством педагога начальной школы волны детской фантазии открывали все новые и новые возможности: «Всё страньше и страньше! Всё чудесатее и чудесатее! Всё любопытственнее и любопытственнее! Всё страннее и страннее…». И кем мы только ни были, вдохновленные и свободные!

Пятый класс. Много учителей, и они для меня люди необычные: они знают не многое, они знают всё. Они – волшебники, маги, чародеи! А учитель русского языка и литературы Татьяна Александровна Тумановская – самая главная волшебница: сначала очаровывала нас обаянием и плетением слов, затем раскрывала секреты и учила не только грамотно и красиво, но и эмоционально говорить на родном языке, чувствовать прочитанное, сопереживать, представлять, воображать. «Если бы каждый человек занимался своим делом, Земля бы вертелась быстрее…». Я понимаю, что хочу стать такой, как она, – воодушевленно и самозабвенно дарить магию знаний детворе. «План, что и говорить, был превосходный; простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение…». И потянулась череда событий: экзамены, студенчество, диплом, ожидание чего-то нового и долгожданного…

         И вот я – учитель. Мой первый рабочий день… Долго смотрю на себя в зеркало, которое словно говорит мне словами Л. Кэрролла: «Ты прекрасна. Не хватает лишь улыбки». На секунду закрываю глаза и представляю, как Белый Кролик надевает очки:

«– Откуда мне следует читать, ваше величество? – говорит он.

   – Начните сначала – отвечает Король, - и читайте, пока не дойдете до конца…».

         И волшебное колесо школьной жизни закрутилось. В череде десяти прошедших лет педагогической деятельности уже целая галерея дорогих для меня детских лиц. Весь процесс взросления бывших пятиклассников – перед моими глазами. Я понимаю, как важно увидеть зерно таланта и помочь его развитию, открыть каждому ребенку радость познания, вдохнуть в юную душу чувство прекрасного. Ученики ждут звонка на урок, а я, думая о том, как они меня встретят, мысленно проговариваю: «Если ты поверишь в меня, то я поверю в тебя». Я чувствую себя волшебницей, владеющей магией слова, которая учит искренне сопереживать, не бояться ошибок и идти навстречу открытиям.

         «–А где я могу найти кого-нибудь нормального?

  – Нигде, – ответил Кот, – нормальных не бывает. Ведь все мы разные и непохожие. И это, по-моему, нормально…». Продумывая учебный процесс, я помню магический постулат современной педагогики: каждый ученик – это неповторимая уникальная личность, имеющая свой жизненный опыт и свое индивидуальное мировосприятие. Только ежедневное и ежеминутное единение, сотрудничество, сопереживание и сотворчество способны создать атмосферу доброты и понимания, вызвать желание идти путем познания и совершенствования. В моем кабинете, где живут книги, энциклопедии и справочники, где путем проб и ошибок рождается истина, где случаются самые лучшие минуты вдохновения, другой атмосферы и не может быть.

Ученики уходят с моих уроков воодушевленные, понимающие значимость своей деятельности и уверенные в своих силах. Они не получают информацию в готовом виде, им приходится самостоятельно или коллективно решать ряд практических задач, и в результате усваиваются необходимые знания и вырабатываются соответствующие навыки. «Не грусти, – сказала Алиса. – Рано или поздно всё станет понятно, все станет на свои места и выстроится в единую красивую схему, как кружева. Станет понятно, зачем все было нужно, потому, что всё будет правильно!» – эта фраза как нельзя лучше раскрывает смысл проблемного обучения, которое обеспечивает ребятам возможность решить проблему поиска себя в отношениях с окружающими; позволяет открыть и познать свой внутренний мир; формирует потребность получать, развивать и применять знания, умения и навыки. «Мало кто находит выход, некоторые не видят его, даже если ищут, а многие даже не ищут». А вот мы с ребятами ищем, терпеливо и усердно грызем гранит науки, зажигаем фонарь вдохновения, стремимся к вершинам знаний, чтобы после успешной сдачи экзаменов каждый из них мог сказать: «Всё, что сказано три раза, становится истиной».

Наверное, я, как героиня моей любимой сказки, способна быть в разных измерениях, иначе невозможно было бы вести большое количество часов, качественно и результативно готовить ребят к участию в конкурсах, олимпиадах, конференциях, и самой побеждать в различных конкурсах. Я не просто чувствую себя востребованной – я верю в то, что каждое мое слово даст свои ростки, и очень скоро я увижу перед собой успешных выпускников. Это и позволяет мне наслаждаться своей профессией и ни на секунду не жалеть о том, что я Учитель, Учитель 21-го века!  Теперь я знаю, что в выборе профессии не ошиблась. И пусть я не Алиса, а Наталья (вернее, Наталья Александровна), но все же живу я в чудесной Стране Знаний, где вдохновляю ребят на новые открытия и достижения, учу жить по принципу: успех своего завтра мы создаем сегодня!